Системы автоматического пожаротушения для СТО

Сервисные центры по ремонту автомобилей — это объекты с повышенным риском возникновения пожара. В мастерских постоянно ведется работа сварочными аппаратами и слесарным оборудованием, которое является источником открытого огня, а также хранятся легковоспламеняющиеся материалы. Для их защиты используются системы автоматического пожаротушения для СТО.

Содержание:
  1. Класс пожарной опасности объекта
  2. Основные причины возникновения пожаров в автосервисах
  3. Список документов, касающихся пожарной безопасности в автосервисе
  4. Требования пожарной безопасности в автосервисе
    1. Обустройство помещений
    2. Освещение и электропроводка
    3. Вентиляция
    4. Сигнализация и другие системы пожарной безопасности
  5. Виды пожаротушения в СТО
    1. Системы водяного пожаротушения
    2. Аэрозольные и порошковые АСПТ
    3. Газовые системы пожаротушения на СТО
    4. Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде
    5. Системы пенного пожаротушения
  6. Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах
  7. Системы от компании НЗПО

Класс пожарной опасности объекта

Пожаротушение для автосервиса — приоритетная задача из-за высокой опасности воспламенения масел, красок, горюче-смазочных материалов, топлива, шин, других предметов. Небольшая искра может стать причиной пожара, он испортит помещение или оборудование, автомобили, а также может причинить ущерб персоналу.

Мастерские по ремонту машин оборудуют системами обнаружения и извещения о пожаре, а также установками автоматической ликвидации возгорания, щитами с инструментами для тушения локальных очагов.

Законодательство РФ разделяет жилые, производственные, коммерческие объекты на группы по классу опасности. В качестве критериев классификации выступают назначение СТО, число работающих сотрудников и другие факторы.

Всего существует пять классов:

Здания классифицируют на этапе подготовки проекта. В каждом из классов выделяют несколько дополнительных групп:

Согласно нормативно-правовым актам СТО относится к категории Ф-5.2. Внутри этой группы станцию техобслуживания дополнительно классифицируют в зависимости от пожарной или взрывоопасности.

Группы от А (самая опасная) до Д (наименее опасная) присваивают в зависимости от нескольких факторов:

Обратите внимание, если станция по ремонту авто не соответствует нормам противопожарной защиты для конкретной категории объекта, ее могут закрыть по требованию МЧС. Повторное открытие разрешают только после устранения обнаруженных недостатков.

Основные причины возникновения пожаров в автосервисах

Возгорания на СТО происходят из-за несоблюдения требований пожарной безопасности при строительстве и отделке, а также из-за нарушения установленных правил работниками.

Наиболее частые причины пожаров:

Пожар может произойти из-за неисправной электрической проводки или электроинструментов, хранения ГСМ, промывочных средств рядом с источниками тепла или открытым огнем. Причиной может быть обогреватель с открытой спиралью, тепловентилятор или кипятильник.

Список документов, касающихся пожарной безопасности в автосервисе

Нормативно-правовыми актами не установлен точный перечень документов, связанных с противопожарной безопасностью на СТО. Но сервисный центр должен иметь инструкцию, в которой описаны параметры объекта капитального строительства, особенности технологических процессов по ремонту авто.

Эти требования указаны в следующих документах:

Также необходимо принимать во внимание нормы ПП № 390 от 25.04.2012 года, приказ № 645 от 12.12.2007 года.

При контроле соблюдения правил противопожарной безопасности представитель МЧС проверяет такие документы:

В помещениях СТО должны быть схемы с указанными на них маршрутами эвакуации в случае пожара.

Требования пожарной безопасности в автосервисе

Ввиду высокого риска возгорания СТО проектируют и строят с учетом правил, которые уменьшают возможность воспламенения, распространения огня по зданию.

Обустройство помещений

Сервисные центры по ремонту авто располагают в отдельных промышленных сооружениях, расположенных на удалении от жилых домов. Разрешено делать их на первых этажах общественных (коммерческих) зданий или в цокольных уровнях.

При расчете размеров помещений учитывают такие факторы:

Минимальная площадь мастерской на одного сотрудника 5 кв м., причем в нее не включают место для размещения оборудования.

Для отделки стен и полов используют материалы, которые не портятся при контакте с горюче-смазочными веществами, топливом и водой. Полы и стены на высоту не менее трети от пола облицовывают кафельной плиткой. Сварочные работы в мастерских разрешены только в том случае, если пол покрыт негорючей отделкой.

Смешивать и разбавлять лакокрасочные материалы нужно в выделенном складе или на открытом воздухе. Хранить ЛКМ можно в изолированном помещении для размещения легковоспламеняющихся веществ.

Если для обогрева СТО используется печь на твердом топливе, ее устанавливают согласно правилам производителя и строительным нормам, регламентирующим характеристики систем обогрева. Минимальное удаление от другого оборудования — 70 см, расстояние от топочной дверцы до других устройств и ограждающих конструкций — 1,25 м.

Сваривать детали или проводить другие операции с открытым огнем можно на удалении не менее 10 м от емкостей с ацетиленом, а также воздухозаборников компрессоров, вентиляционного оборудования и других подобных систем.

В помещениях СТО должны быть 2 огнетушителя и 1 противопожарное покрывало на каждые 100 м2 площади.

Освещение и электропроводка

На станциях технического обслуживания авто нельзя использовать самодельные и неисправные электрические розетки, выключатели, нагреватели, предохранители. Обязательно применяют электротехнические средства для отключения подачи энергии при коротком замыкании или перегрузке.

Для освещения используют лампы во взрывозащищенном корпусе. Переносные светильники подключаются к сети с помощью гибких проводов. Рассеиватели оборудуют колпаками или другими защитными приспособлениями.

Подключать сварочные аппараты к сети можно к надежно изолированным электрическим линиям с защитой от перегрева и механических воздействий.

Вентиляция

Инженерные сети для воздухообмена и охлаждения помещений на СТО делают из материалов с высокой стойкостью к влаге и огню. Проект составляют так, чтобы упростить обслуживание систем в процессе эксплуатации.

Вентиляционные каналы изготавливают из оцинкованной стали, при сборке места соединений герметизируют специальными составами.

Камеры для покраски кузовных элементов оборудуют мощными вытяжками для очистки воздуха от воспламеняющейся смеси и приточными системами. Причем в этом случае устанавливают взрывозащищенные вентиляторы.

Обратите внимание, что подключать газовое отопительное оборудование к общей вентиляции запрещено. Кроме того, нельзя красить транспортные средства в случае выхода вытяжки из строя.

Сигнализация и другие системы пожарной безопасности

Система пожаротушения для автосервиса предусматривает монтаж устройств, которые автоматически обнаруживает возгорание, сообщает об этом звуковым и световым сигналами, отправляет уведомление ответственному и задействует сценарии эвакуации людей. Такие устройства обязательны для объектов площадью более 50 м2, на которых обслуживают до 100 транспортных средств.

Если СТО одновременно ремонтирует 3 и более машин, необходима система автоматического пожаротушения для автосервиса.

Комплект оборудования включает в себя:

Для установки этого оборудования приглашают компании с лицензиями МЧС на выполнение таких работ.

Виды пожаротушения в СТО

Для минимизации ущерба и предотвращения распространения огня используют автоматическое пожаротушение для автосервиса. В помещениях устанавливают устройства, которые могут без участия человека ликвидировать пламя и обеспечить эвакуацию людей.

Системы водяного пожаротушения

Сплинкерные системы — самый недорогой вид установок пожаротушения. Они состоят из отдельного пожарного трубопровода, к которому подключены распылительные головки и датчики обнаружения пожара. При воспламенении распылители срабатывают, разбрызгивают воду и тушат огонь.

Вода эффективно ликвидирует возгорание, но имеет несколько недостатков:

Еще один существенный минус — замерзание воды при минусовой температуре. Ставить такие установки в неотапливаемых технических помещениях запрещено.

Аэрозольные и порошковые АСПТ

Одним из популярных решений для автомобильных сервис-центров являются аэрозольные или порошковые установки. Они распыляют в воздухе специальные вещества, которые блокируют доступ кислорода к очагу возгорания. Благодаря этому пламя быстро гаснет, а оборудование и автомобили при этом не страдают.

Минусы такого пожаротушения для СТО:

Газовые системы пожаротушения на СТО

Системы пожаротушения с помощью различных газов эффективны и более удобны в эксплуатации в сравнении с порошковыми. Во время пожара по команде от сигнализации они распыляют в помещении газ, который вытесняет кислород. Отсутствие окислителя приводит к затуханию огня.

Часто используют азот или углекислый газ. При распылении уменьшается температура воздуха и предметов, что снижает риск повторного появления огня. Этот метод эффективен для мастерских, где работают с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами. После рассеивания в помещении не остается следов газа, он не причиняет ущерба оборудованию и экологии.

Обратите внимание, что углекислый газ опасен для здоровья и используется только в отсутствие людей. Инертные газы не причиняют ущерба здоровью, но менее эффективно ликвидируют возгорание.

Главный минус — опасность для людей при нарушении правил их эксплуатации. Кроме того, перезарядка систем требует больших затрат. При выборе автоматических установок пожаротушения СТО необходимо учитывать особенности объекта и потенциальный риск воспламенения.

Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Такие системы используют распылители, которые рассеивают жидкость в виде мелкодисперсного тумана. Он снижает температуру воздуха, вытесняет кислород и формирует на поверхности предметов пленку, которая препятствует возгоранию и распространению огня.

Водяная взвесь безвредна для человека и практически не вредит установленному оборудованию. Но при этом эффективно устраняет возгорание. Ее минус в том, что такие системы нельзя использовать для тушения ГСМ и применять в помещениях с отрицательной температурой воздуха.

Системы пенного пожаротушения

Генераторы пены хорошо тушат пожар, возникающий при воспламенении горюче-смазочных материалов. Пенистая субстанция полностью окутывает горящие предметы, охлаждает их и блокирует доступ кислорода. Благодаря этому огонь быстро угасает.

Пенные системы идеально подходят для установки на станциях обслуживания автомобилей. Их основной минус — большой ущерб оборудованию и транспортным средствам, что находятся в помещениях. Кроме того, они не работают в неотапливаемых помещениях зимой.

Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах

Устанавливать автоматические системы пожаротушения могут только квалифицированные сотрудники компаний, имеющих лицензии и другие разрешительные документы от МЧС. Самостоятельный монтаж запрещен.

Организации, которые оказывают эту услугу, обучают ответственных лиц СТО правилам использования АСПТ и поведения при пожаре.

Автоматическое оборудование для ликвидации пожара требует периодического технического обслуживания по установленному регламенту. Эту работу также выполняет компания с лицензией от МЧС. Частота проверки указана в техдокументации.

Системы от компании НЗПО

Компания НЗПО предлагает услуги разработки и установки АСПТ на СТО. Мы имеем лицензию МЧС, выполняем работу согласно требованиям 123-ФЗ и других регламентов.

    Контакты

    Новосибирский завод противопожарного оборудования (Станционная 30АПЧ17, Новосибирск, Новосибирская обл., 630108)
    Режим работы: будни с 05:00 до 14:00 По Москве

    info@npksp.ru
    +7 (383) 304-9-304